- Зигмунд Фрейд и его дочь Анна
Зигмунд Фрейд и его дочь Анна разработали концепцию о сотворении людьми иллюзорного объяснения своих действий, когда люди выдают свои действия за необходимые, обусловленные объективными обстоятельствами, хотя на самом деле действия совершаются на основании неосознаваемых побудительных мотивов, коренящихся в человеческой душе. Люди совершают ошибки, высказывают нелепые фразы, или творят глупости, и сделанное ими нуждается в оправдании. Появляется тревога, поскольку сделанное может скомпрометировать, и тревога устраняется тем, что реальность подвергается искажению. Эмоциональное и необдуманное поведение аргументируется таким образом, что кажется вполне разумным, рассудительным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Люди мысленно подбирают рациональное объяснение своим действиям, совершаемых под давлением неизвестных и несознаваемых душевных порывов. Необдуманные поступки выдаются за обдуманные и правильные поступки. Таким способом проявляется защитная функция «рационализации».
Главное назначение «рационализации» - исказить реальность и создать гармонию между желаемым и реальным положением дел, и тем самым не уронить свое достоинство в глазах других людей, а также в собственных глазах. Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Не имея возможности дотянутся до виноградной лозы, лиса в конце концов понимает бесплодность своих попыток и начинает словесно «заговаривать» свою нереализованную потребность: виноград зелен и вообще вреден. Если человек без всякого повода избил незнакомого человека, из-за минутной неконтролируемой вспышки злобы к другому знакомому человеку, то «рационализация» заключается в том, что нападавший объясняет свои действия тем, что имела место самозащита. Когда встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается непонятной или неблаговидной (например, всплеск эмоций), часто человек ищет «рационально» выглядящее оправдание, призванное убедить окружающих в разумных (т.е. не связанных с эмоциями) и благовидных причинах принятого решения. При этом человек, если он наивен, и сам искренне верит в подобранную им «рационализацию».
«Рационализация» обслуживает желание выглядеть перед собой или другими лучше, чем на самом деле, сохранить уверенность в правильности своих поступков. Человек хочет убедить окружающих и себя в том, что каждый его шаг логичен, у каждого шага есть обоснованная причина. Если причина неблаговидна или не осознаваема, то она подменяется придуманной причиной, считаемой допустимой и приемлемой с токи зрения окружающих людей, выставляющей человека в выгодном свете. Наблюдается тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал.
Вспоминания ранее совершенные решения, люди оценивают свои решения лучше, чем они на самом деле были, - люди, как правило, имеют тенденцию приписывать больше положительных черт тем возможностям, которые они выбрали, и отрицательных черт другим вариантам. Например, жена заставила мужа поехать отдых не на тот, курорт, куда собирался ехать муж, а на другой курорт. Муж будет уверять окружающих в том, что именно он выбрал тот курорт, в котором оказался под давлением жены, будет преуменьшать недостатки курорта и преувеличивать положительные стороны курорта. Также муж будет преувеличивать недостатки других курортов. Защитная роль «рационализации» состоит в том, что будет снижена величина сожалений по поводу невозможности поехать в первоначально выбранный мужем курорт. Созданная положительная иллюзия приведет к душевному благополучию. Исследования показывают, что процесс создания и вспоминания выбора дает воспоминания, которые, как правило, искажаются произошедшее, и имеются ложные воспоминания. Воспоминания о возможности выбора искажены тем, что положительные аспекты, как правило, приписываются выбранному варианту, хотя изначально они не были частью его, а вот отрицательные аспекты, как правило, причисляются к отвергнутым вариантам выбора. Высказанное вслух сожаление о не принятом варианте может бросить тень на человека, принизить его достоинство, в то время как искусственно созданное удовлетворение по поводу якобы правильного выбора может иметь хороший результат для душевного самочувствия, поскольку изображают человека в выгодном свете. Человек приписывает объективным факторам конкретной ситуации, в которой он сделал выбор, преувеличенное значение, и создает иллюзию того, что его поступок тесно связан с объективными факторами. Когда же человек объясняет поступки других людей, то происходит противоположное – недооцениваются объективные факторы конкретной жизненной ситуации, и другому человеку приписывается подверженность сильной эмоциональности, которая якобы и определяет поступки другого человека. Поступки других людей истолковываются как лишенные смысла. Так, студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции.
Одной из разновидностей «рационализации» является обесценивание цели, привлекательной для индивида, по поводу которой он понимает, что не сможет достигнуть ее. Например, человеку не дали более высокую должность, но дали иному кандидату, или он сам отказался от предложения перейти на более высокую должность. Причиной является неприлежность в работе или опасения не справиться с предложенной работой. Но словами человек сообщает о совершенно иной причине - «новая должность хлопотна, прибавка к зарплате ничтожна, а ответственность большая», «на новой должности я буду вынужден делать то, что противоречит моим нравственным принципам». Или говорит о том, что обошедший его кандидат дал взятку начальству за продвижение по карьерной лестнице, или начальству понадобился кандидат с низкими моральными качествами для совершения аферы. Горечь о того, что не произошло повышение в должности, компенсируется мнимыми недостатками более высокой должности, словами о некомпетентности или аморальности начальства. Обесценение посредством «рационализации» может быть обращено на большие массы людей, принадлежащих к населению другой страны или иной расы. Происходит «рациональное» обоснование расизма и шовинизма.
Обесценение тесно связано с феноменом «козла отпущения». Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные проступки со стороны мужа и детей. Она не осознает, что в ней накопилось раздражением начальством, и это раздражение выплескивается на мужа и детей. Она избавилась от психического напряжения после того, как создала конфликтную ситуацию в семье. «Козлы отпущения» устраняют психологический дискомфорт. Преподаватель, у которого не получается контакт с аудиторией, винит в этом не себя, а аудиторию - «нынешним студентам ничего не надо, лишь бы оценку получить, им-то и знания не нужны. Все бы им развлекаться, а как только предложишь что-нибудь серьезное, им сразу скучно». Девушка мечтает стать актрисой и потрясать публику своим талантом. На самом деле она достаточно посредственная актриса. Она упорно не хочет расставаться с иллюзией своей талантливости. Девушка прочно выстраивает рационализаторскую защиту: в отсутствии аплодисментов и иных неудачах виновата не она, а происки ее врагов, не она плохо играет, а ее партнер и т.д.
Мелвин Лернер полагает, что в обществе имеется социально-психологическое явление, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются. Жертвы преступлений или правонарушений часто обвиняются в том, что они своими действиями способствовали совершению противоправных деяний против них. Так, например, задавленная насмерть уважаемая в обществе демонстрантка была обвинена в том, что она сама виновата в своей беде, так как своими действиями нарушала право водителя на передвижение по дорогам. Основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является стремление к справедливости. Психолог пришел к выводу, что в тех ситуациях, когда окружающие понимают, что могут эффективно скомпенсировать страдания жертвы, они делают это, сочувствуя ей. Но в случае, если жертва продолжит страдать, люди приписывают ей негативные черты. Автор пришел к выводу, что и ободряющая, и неодобрительная реакция в адрес жертвы вытекает из стремления к справедливости. Психолог предположил, что людям необходима вера в то, что мир, в котором они живут, является справедливым, и люди в нём получают то, что заслуживают. Продолжающиеся после окончания правонарушения страдания невинной жертвы, которые люди не могут адекватно скомпенсировать, противоречат этой вере и требуют обоснования, т.е. «рационализации». Эта вера влияет на то, какую словесную оценку дают люди на окружающую их справедливость и несправедливость.
Зигмунд Фрейд приводит пример «рационализации» из собственной психоаналитической практики. Женщина, как это выяснилось в процессе психоанализа, в тайне от себя желала смерти мужа, и это было подсознательно вытеснено. Подсознательное вылилось в то, что женщина потребовала от мужа выбросить бритву, купленную в мастерской цирюльника. Свое требование женщина аргументировала тем, что рядом с цирюльней она обнаружила склад, в котором хранятся гробы и траурные венки. Зигмунд Фрейд выявил, что настоящей причиной требования выбросить бритву было противодействие женщины своей мысли о том, что осуществится ее негативное желание смерти мужу и муж перережет себе вены посредством бритвы. Мысли о смерти рационализированы тем, что соседство гробов, цирюльни и купленной в цирюльне бритвы придает бритве потенциальную возможности вызвать смерть. Как интерпретировал Фрейд, если бритва была бы куплена там, где нет поблизости гробов и траурных венков, то тогда женщина не ощущала бы необходимости выбрасывать бритву. Бессознательное реализует свои желания, представив их перед строгой цензурой совести в одеждах благопристойности и социальной привлекательности.
Бессознательное маскирует подлинные мотивы, и необходимо иметь критическое мышление, чтобы выявить истинное, заслоненное противоположным истинному.