Мотивация - основа осознанного обучения с ранних лет жизни

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
ddd_autoposter
Робот
Робот
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 14 фев 2016, 18:33
Репутация: 37
Поставленные цели: 99
Достигнуто целей: 0
Откуда: http://dddworld.ru
Пол: Я робот
Контактная информация:

Автор темы
Zimbabwe

Мотивация - основа осознанного обучения с ранних лет жизни

Сообщение ddd_autoposter » 02 янв 2017, 20:40

motiv1.jpg
Мотивация - основа осознанного обучения с ранних лет жизни

Мотивация – фундамент осознанного обучения

Уровень заинтересованности, или мотивация, школьника в качественном усвоении и дальнейшем применении знаний определяет не только развитие его системы потребностей и формирование стойких познавательных интересов, но и является показателем качества работы педагога. Осознание учащимися значимости и необходимости расширения мировоззрения при помощи конкретных знаний - цель всего учебного процесса.

Что может мотивация?

Высоко мотивированный школьник способен показать лучшие результаты, чем просто прилежный и добросовестный ученик. При этом удовлетворяется одна из базовых социальных потребностей человека – познавательная потребность, у ребенка формируется положительное отношение к окружающему миру, закладываются основы позитивного мышления, что оказывает гармонизирующее влияние на психику. Все это – следствия глубокой внутренней мотивации, затрагивающей уровень личностно значимых ценностей.

Факторы трансформации

Изменению отрицательного и безразличного отношения к обучению на осознанное и ответственное, зрелое и положительно мотивированное поведение, помогающее освоению и усвоению материала, способствуют несколько факторов:

1. положительная и деловая атмосфера в школьном и классном коллективах, которая предполагает активное участие школьника в делах коллектива, вовлеченность в общешкольные дела, сотрудничество со школьной администрацией, учителями и старшими товарищами;

2. любые формы работы с учеником, направленные на повышение его самооценки (беседы, дискуссии, поручения по оформлению класса, изготовление учебных пособий, поиск дополнительной информации, которая будет озвучена на уроке), формирование адекватного представления о своих способностях, о реальности возложенных на него учебных задач;

3. индивидуальная работа с учащимся при выполнении им домашних заданий, но не в форме указаний и подсказок, а в помощи при определении правильного направления поиска нужного ответа;

4. создание острых, неожиданных моментов в процессе изложения материала, требующих коллективного обсуждения, дискуссии.

5. эмоциональная подача материала, рассмотрение рутинных тем с необычной стороны.

Моменты с внешним акцентом

Дети с преобладающей внешней мотивацией легче и эффективнее усваивают материал, продвигаясь от общего к частному. Имея перед собой картину или схему конечного результата, которого необходимо достигнуть по окончании изучения темы или раздела, такие дети тщательнее прорабатывают детали, прочнее запоминают отдельные элементы изложения и ключевые фразы, аккуратнее фиксируют основные даты, законы или правила. Школьники с внешней мотивацией охотно «достраивают здание», которое уже существует. Например, приступая к изложению обширной темы, можно предварительно разделить ее на этапы, определив наиболее важные и значимые, самые информационно насыщенные временные промежутки, заранее оговорить с ребятами предполагаемые формы контроля на каждом из этапов. Таким образом, вы будете застрахованы от неприятных сюрпризов, а школьники смогут заранее спланировать режим своей учебной деятельности, равномерно распределить свои силы и внимание, акцентировать свои усилия на самых важных моментах темы, немного расслабиться и просто прослушать менее важные этапы.

Успешное обучение в школе может быть лишь основой для дальнейших достижений, построения карьеры. Подобная внешняя мотивация, однако, тоже влияет на характер учебной деятельности ребенка и создает благоприятную атмосферу в классе. Ценность внешней мотивации нельзя преуменьшать, поскольку школьник изначально «встраивает» получаемую информацию в систему своего мировоззрения и самостоятельно определяет место получаемых знаний в будущей практической деятельности.

Именно внешняя мотивация становится основой для формирования глубинной внутренней. Младший школьник ориентируется на пожелания, одобрение-неодобрение, прямы инструкции педагогов, своего окружения. В этом возрасте внешняя мотивация определяет направление движения и темпы развития ребенка, ограничивает чрезмерную активность и выполняет функции буфера при смене характера деятельности: от игровой к учебной.

Подрастающая мотивация подростков

Формирование познавательных интересов и предпочтений в среднем школьном возрасте свидетельствует о появлении внутренней мотивации. Становится возможным свободный переход от ориентировочных действий, продиктованных внешней мотивацией, к исполнительным и контрольно-оценочным действиям, имеющим более высокий организационный уровень и сложную структуру. Понимание общей структуры целостного учебного процесса, овладение несколькими способами и средствами решения конкретных учебных задач, позволяет школьнику среднего возраста выстраивать гибкие, логически точные цепочки целей, которые становятся промежуточными мотивами. В этом возрасте формируется умение ставить перспективные цели, связанные с профессиональным и социальным самоопределением. Развитие внутренней мотивации позволяет замечать все возможные способы и пути достижения результата. Выраженная потребность в самообразовании, желание расширить объем накопленного опыта и узнать о новых свойствах и функциях знакомых объектов, свидетельствует о развитии внутренней мотивации у старшеклассников.
motiv2.jpg
Языкознание и внешняя мотивация

Типичной трудностью при аудировании, которое, в основном, используется как средство контроля усвоенного материала или при отработке фонетических навыков, является темп воспроизводимой речи, скорость которого, на первых порах, может препятствовать восприятию и пониманию услышанного. Было бы ошибкой просто повернуть ручку регулятора скорости и снизить темп. Не стоит играть в поддавки, учеба - это серьёзная и ответственная работа, и мы должны об этом постоянно напоминать учащимся. Хорошим выходом для ребенка с внешней мотивацией будет синхронное вывешивание на доске картинок, изображающих основные моменты содержания текста. Как вариант – можно заготовить презентацию, иллюстрирующую текст. По мере усвоения текста необходимо уменьшать количество картинок или иллюстраций, которые мы использовали в качестве опорных, вспомогательных средств. В младших классах, когда новая лексика касается конкретных предметов, можно предъявлять школьникам картинки или реальные предметы школьного или домашнего обихода. С появлением в лексике новых глаголов, местоимений, наречий, устойчивых выражений очень эффективным средством окажется введение новой лексики при помощи пантомимы, небольших сценок. Ребенок будет долго помнить тот небольшой спектакль, в котором принимал участие. При изучении грамматики можно использовать цветовые индикаторы для определенных частей предложения, лингвистический конструктор или небольшие ролевые сценки, где ученики будут играть роль конкретной грамматической структуры. Несколько проще и легче у школьников с внешней мотивацией происходит работа по анализу видеофильмов.

Ценность твоей жизни

При введении в употребление новой лексики следует делать упор на слова бытовой направленности, которые могут описывать ежедневную жизнь школьника и его окружения. В этом случае мы решаем одновременно несколько педагогических задач. Во-первых, новый лексический материал становится личностно значимым для учащихся, ведь на уроках иностранного языка он может рассказывать о своей жизни, делах, успехах и проблемах. И такое откровение будет даже приветствоваться, внимательно выслушиваться всем классом и оцениваться педагогом. Атмосфера общей заинтересованности, несомненно, повысит самооценку школьника, что положительно скажется на уровне мотивации. Во-вторых, усвоение школьником лексики бытовой направленности, аналоги которой легко отыскать в родном языке и они находятся в ежедневном употреблении, представлены в разговорной речи, делает родной язык отличным батутом, оставаясь на котором ученику достаточно лишь подпрыгнуть-припомнить нужное слово или выражение. В этом случае навыки разговорной речи будут определяться скоростью извлечения из памяти нужного слова. Внутренне мотивированные школьники будут с интересом отыскивать новые лексические единицы среди хорошо знакомого контекста или при помощи дополнительных вопросов педагогу, которые позволяют выяснить род, класс, свойства или область применения нового выражения или предмета.

Сверхзадача диалога – рост самооценки

Одной из самых эффективных обучающих технологий, гарантирующих стопроцентное овладение необходимыми разговорными навыками, является диалог. Сам факт вступления школьника в беседу или обсуждение как минимум предполагает наличие адекватной самооценки – «я достоин того, чтобы меня выслушали», - а как максимум в процессе диалога происходит повышение самооценки, а значит и укрепление мотивации к процессу обучения и овладения новыми знаниями. Первоначальная цель вступившего в диалог школьника – получить ответ, установить контакт с собеседником – довольно быстро совершенствуется, приобретая характер конкретных познавательных целей, касающихся содержательной стороны диалога.

Разные грани одного текста

Умение читать тексты с разными целевыми установками – с полным пониманием смысла или с пониманием лишь основных моментов – оказывает существенную помощь в усвоении и закреплении нового лексического материла. В первом случае чтение формирует навык контекстуального узнавания слов, по сходству звучания со словами родного языка, международных слов, однокоренных, образованных при помощи приставок, суффиксов, аффиксов, пополняет и активизирует пассивный лексический запас школьника. Выделение, понимание и воспроизведение ключевых моментов текста способствует формированию внутренней мотивации, средством развития которой является развитие поисковой активности ребенка.




#1
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Мотивация»

Форум «ДДД-Мир» Думай! Действуй! Достигай! : Отказ от ответственности